19 крупнейших техногенных катастроф мира

Крупнейшие техногенные катастрофы мираКрупнейшие техногенные катастрофы мира

Разлив топлива в Норильске заставляет нас вспомнить о других техногенных катастрофах, которые привели либо к массовым человеческим жертвам, либо к масштабным экологическим бедствиям. Для того чтобы природа смогла очиститься от причиненного ущерба, порой требуются десятки, а то и сотни лет.

История знает немало катастроф, непосредственно в момент которых было не так уж много погибших. Однако их воздействие на окружающую среду действительно можно считать катастрофическим, и порой даже представить невозможно, как же минимизировать этот ущерб. Именно к таким ЧП можно отнести проблемы на АЭС.

  • СССР
  • 26 апреля 1986 года
  • 31 погибший

При испытаниях турбогенератора на 4-м энергоблоке ЧАЭС была запланирована остановка реактора с плановым отключением систем аварийного охлаждения, однако что-то пошло не так, и произошел взрыв реактора с последующим пожаром. Было экстренно эвакуировано население города Припять и все население из 10-километровой возы вокруг АЭС. Радиоактивному заражению подверглась территория более 200 тыс. квадратных километров, которые до сих пор остаются непригодными для жизни, а от последствий облечения пострадали тысячи граждан.

Авария на Чернобыльской АЭС

  • Япония
  • 11 марта 2011 года
  • точное количество погибших неизвестно – предположительно около 2 тыс. человек, еще более 20 тыс. числятся пропавшими без вести

По поводу причин аварии на фукусимской АЭС до сих пор идут дискуссии. Есть предположение, что ее изначально расположили слишком близко к воде и горам, что привело к чрезмерным рискам повреждения из-за цунами и землетрясений. Так и произошло. 9-балльное землетрясение и последовавшее затем цунами лишили ядерную установку электроснабжения, а следовательно, и возможности охлаждать реакторы, что привело к их взрыву и затем к пожарам. Эвакуированы более 200 тыс. человек. Радиоактивному заражению подверглась гигантская территория, а зараженная вода до сих пор выливается в мировой океан.

В большинстве других случаев крупнейших техногенных катастроф среди основных причин также обычно были человеческий фактор, недостатки технологических решений, халатность, устаревшее оборудование, непродуманная экономия. Часто к этому добавляется и природный фактор – наводнения, землетрясения, лавины и т.д. Рассмотрим некоторые из самых громких катастроф.

Взрыв АЭС на Фукусиме

  • США
  • 20 апреля 2010 года
  • 13 погибших

Одна из тяжелейших экологических катастроф. Предполагается, что к ней привела целая цепочка нарушений, что являлось следствием погони компании BP за прибылью с полным пренебрежением правилами техники безопасности. В частности, была нарушена технология цементирования скважины, что привело к взрыву буровой установки, пожару на платформе и колоссальному разливу нефти.

После того, как платформа затонула, из открытой скважины в течение 152 дней беспрепятственно вытекала нефть. Океану и прибрежным районам Мексиканского залива был нанесен непоправимый ущерб, поскольку в воду попали не менее 5 млн. баррелей нефти.

Взрыв на нефтяной платформе Deepwater Horizon

  • США
  • 17 апреля 2013 года
  • 15 жертв + 11 погибших пожарных

Причиной взрыва в Техасе стали нарушения в хранении опасных химических веществ, включая нитрат аммония. Сила взрыва была настолько велика, что это вызвало землетрясение магнитудой 2,1. Взрыв было слышно на расстояние до 70 км от его эпицентра. Завод, принадлежащий компании Adair Grain Inc был разрушен полностью, как и соседние здания. Кроме того, серьезную опасность представляла и утечка аммиака.

Взрыв на заводе по производству удобрений в городе Уэст

  • США
  • 15 января 1919 года
  • 21 погибший

На заводе Purity Distilling Company, который занимался производством спиртного, накануне введения «сухого закона» усиленно производили в запас алкоголь. Как предполагается, именно из-за повышенных нагрузок лопнули стенки металлического резервуара объемом 8,7 тыс. кубометров, который под завязку был заполнен мелассой (патокой). Ее поток высотой до 2 метров хлынул на улицы Бостона.

Напор вязкой липкой жижи был настолько мощный, что сдвинул с места грузовой состав. Многие здания были затоплены на высоту до метра. Очистка города от патоки проводилась в течение нескольких месяцев.

Разлив патоки в Бостоне

  • США
  • 23 октября 1989 года
  • 23 погибших

На химзаводе Phillips Petroleum Company в Пасадене (штат Техас) на клапанах гигантского бака с газом случайно закрыли воздуховоды, хотя в диспетчерской это не отражалось. В итоге образовалось облако пара, которое от случайно искры взорвалось. Из-за этого сдетонировали еще несколько баков. Сила взрыва была такова, что специалисты зарегистрировали колебания почвы в 3,5 баллам по шкале Рихтера, а осколки разлетелись в радиусе почти 10 км.

Взрыв на химзаводе Phillips

  • Голландия
  • 13 мая 2000 года
  • 23 погибших

Фабрика по изготовлению пиротехники S.F. Fireworks в свое время была построена за окраинами голландского города Энсхеде (Enshede), однако постепенно город разрастался, и в итоге предприятие оказалось, по сути, посреди плотной жилой застройки. В результате случайного возрогания в одном из цехов огонь перекинулся на два заполненных контейнеров с фейерверками, которые незаконно находились на территории. Огонь стремительно распространился на всю фабрику, что привело к масштабном взрыву, звук которого был слышен на расстоянии более 30 км. Практически выгорел и был разрушен городской район Ромбек.

Взрыв на фабрике в Энсхеде

  • Китай
  • 18 апреля 2007 года
  • 35 погибших

На сталелитейном заводе Qinghe Special Steel Corporation, расположенном в Китае, как установило следствие, использовалось некондиционное оборудование и не соблюдались меры безопасности. В итоге с подвесного транспортера сорвался ковш, в котором находились 30 тонн раскаленной до полутора тысяч градусов жидкой стали. Поток раскаленного металла хлынул в помещение с рабочими. Температура вокруг места катастрофы была настолько высокой, что пожарные очень долго не могли подобраться к заводу.

Разлив раскаленной стали на заводе Qinghe Special Steel Corporation

  • Канада
  • 6 июля 2013 года
  • 47 погибших

На территории Канады эта железнодорожная катастрофа стала одной из самых смертоносных. ЧП стало следствием целого ряда нарушений и всеобщей халатности. Поезд компании The Montreal, Maine and Atlantic Railway перевозил 74 цистерны с сырой нефтью. На тепловозе из-за недобросовестного ремонта стали подтекать и дымить горюче-смазочные материалы.

Машинист оставил состав на ночь на запасном пути и ушел ночевать. А тем временем на тепловозе произошло возгорание растекшихся горюче-смазочных материалов. В результате давление в тормозной магистрали упало до такой степени, что тормоза отказали, и началось неуправляемое движение поезда. В итоге он на скорости 105 км/ч влетел в центр города, сошел с рельсов и взорвался. Взрывом и горящей нефтью был разрушен практически весь центр города.

Взрыв ж/д состава с нефтью в Лак-Мегантик

  • Англия
  • 1 июня 1974 года
  • 64 погибших

Это крупнейшая к тому времени техногенная катастрофа в промышленном секторе Англии. Химический завод «Нипро» в Фликсборо выпускал капролактам, который использовался для производства синтетического волокна. Первоначальной причиной стал разрыв обходного трубопровода, что спровоцировало цепную реакцию. Факел заводской водородной установки поджег это гигантское облако паров циклогексана, что привело к чудовищному по силе взрыву. Сам завод практически был сметен с лица земли. За пределами предприятия были полностью разрушены или повреждены более 2 тыс. зданий.

Взрыв на химическом заводе в Фликсборо

  • Россия
  • 17 августа 2009 года
  • 75 погибших

Среди наиболее вероятных причин этой катастрофы называют усталостные разрушения шпилек гидроагрегата № 2 – возможно, после ремонтных работ неудовлетворительного качества. В результате разрушения гидроагрегата № 2 на станцию под огромным давлением хлынул мощный поток воды, который затопил машинный зал и иные помещения. В результате все гидроагрегаты Саяно-Шушенской ГЭС оказались затопленными и вышли из строя. Кроме гигантского экономического ущерба и человеческих жертв, данная авария отмечена значительным негативным влиянием на экологию региона.

Разрушение гидроагрегата на Саяно-Шушенской ГЭС Россия

  • Северное море
  • 6 июля 1988 года
  • 167 погибших

Платформа по добычи нефти «Пайпер Альфа» шотландской компании «Оксидентал Петролеум» размещалась в Северном море в 200 км к северо-востоку от Абердина. Причина взрыва этой платформы так и не была установлена экспертами, однако многие из них сходятся во мнении, что была утечка газа, который воспламенился от случайно искры. Погасить огонь удалось только спустя три недели.

Взрыв на платформе «Пайпер Альфа»

  • Китай
  • 12 августа 2015 года
  • 173 погибших

В порту Тяньцзиня на складах фирмы «Жуйхай» с опасными химическими веществами произошло самовозгорание нитроцеллюлозы, которая под лучами солнца высохла и перегрелась. В течение минуты взорвались один за другим два контейнера с опасными веществами. Они спровоцировали еще 8 взрывов. На месте контейнерной площадки образовался огромный кратер. Были разрушены сотни зданий (в том числе три многоквартирных дома), уничтожены тысячи автомобилей и другой техники. Общий ущерб достиг 9 млрд. долларов США.

Пожар на складах порта Тяньцзине Биньхай

  • Италия
  • 19 июля 1985 года
  • 268 погибших

Плотину Валь-ди-Ставе на севере Италии, как установили специалисты, прорвало банально из-за плохого технического обслуживания. В ее верхней части засорилась дренажная труба, а вода из-за обильных дождей продолжала поступать. В итоге из-за возрастающего давления начался размыв породы, ослабление берегов и, в конечном итоге, прорыв дамбы. Гигантский поток смыл 8 мостов 63 здания.

Прорыв плотины Валь-ди-Ставе

  • Эквадор
  • 9 мая 1993 года
  • 300 погибших

Намбийя – это шахтерский поселок. Местные жители добывали полезные ископаемые в окружающих поселок горах, которые в итоге превратились буквально в швейцарский сыр из-за большого количества огромных прокопанных дыр, тоннелей и пустот. Одновременно пустая порода складывалась в гигантский террикон. Техника безопасности при этом не соблюдалась, состояние гор и террикона никто не контролировал, да к тому же несколько дней шли проливные дожди. В итоге почва размокла, и с террикона сошел гигантский оползень, который накрыл шахтерский поселок, расположенный буквально у входа в шахты.

Оползень в поселке Намбийя

  • СССР
  • 4 июня 1989 года
  • 575 погибших

Это крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа. На перегоне Уфа-Челябинск рядом с железной дорогой проходил газопровод высокого давления «Сибирь — Урал — Поволжье». Произошел разрыв трубы, газ заполнил две ложбины, а когда при торможении поезда проскочила искра, произошел взрыв чудовищной силы.

По негативному стечению обстоятельств, в этот момент шли сразу два встречных поезда – «Новосибирск-Адлер» и «Адлер-Новосибирск», переполненных пассажирами. Люди буквально сгорали в огненном потоке, а на сохранившихся телах находили оплавленные золотые украшения (температура плавления золота – 1000 градусов). Вековые деревья в тайге были повалены взрывом на расстоянии трех километров от дороги. Мощность взрыва специалисты сравнивали с бомбардировкой Хиросимы.

Взрыв газа и крушение поездов под Уфой

  • США
  • 16 апреля 1947 года
  • 581 погибший

В порту города Техас-Сити из-за пожара на борту французского судна «Гранкан» (Grandcamp) произошла детонация почти 2,1 тыс. тонн нитрата аммония (аммиачной селитры). В результате в порту началась цепная реакция взрывов и пожаров – причем не только на стоявших рядом судах, но и в береговых нефтехранилищах. Сам порт и огромная часть города были разрушены. Сумма ущерба была гигантской по тем временам – 100 млн. долларов. В итоге против правительства США был подан первый в истории коллективный иск.

  Взрыв на судне «Гранкан»

  • Индия
  • 3 декабря 1984 года
  • 18 тыс. погибших + 150-600 тыс. человек скончались позднее от отравления

Несмотря на то, что окончательное количество жертв этого взрыва так и не было установлено, данная катастрофа считается одной из самых страшных техногенных катастроф в истории с максимальным количеством погибших. Причиной взрыва на химзаводе американской компании Union Carbide суд назвал халатность руководства и персонала.

В результате взрыва произошел аварийный выброс 42 тонн ядовитых паров метилизоцианата. Это чрезвычайно ядовитое вещество в жидком виде хранилось в трех огромных резервуарах. Произошел нагрев емкостей выше температуры кипения, давление в резервуаре выросло, и произошел разрыв аварийного клапана. Ядовитое облако паров накрыло территорию на расстоянии до двух километров от эпицентра взрыва, в том числе переполненный железнодорожный вокзал.

Взрыв на химическом заводе в городе Бхопал

  • Китай
  • 8 августа 1975 года
  • около 26 тыс. погибших + 145 тыс. скончавшихся из-за последующего голода и эпидемий

Причиной этой трагедии стало совершенно беспрецедентное наводнение во время одного из тайфунов. Эксперты сходятся во мнение, что вины строителей дамбы в произошедшем нет. Она была построена еще в 50-е годы с запасом прочности на тысячу лет, но не устояла перед чудовищным напором воды. Из-за тайфуна в этой местности всего за сутки выпала годовая норма осадков.

Прорыв дамбы Баньцяо

После прорыва дамбы образовалась 10-метровая волна шириной более 11 км, которая накатывала со скоростью около 50 км/час. Было разрушено водой около 6 млн. зданий.

Саяно-Шушенская ГЭС
Состояние:
в эксплуатации / на реконструкции
Тип электростанции:
Гидроэлектростанции
Электрическая мощность:
6 400 МВт